Повернутися до проекту
Яна Калмикова

Це архівний матеріал, виданий російською мовою.


Яна Калмыкова, начальник отдела по связям с инвесторами в управляющей компании Группы Ментинвест 


Женщины – это как минимум 50% населения планеты, и с точки зрения государства очень странно инвестировать 15 лет в образование женщины, чтобы потом она не развивалась. Правильно, когда человек работает, трудится, приносит пользу обществу в чем-то большем, чем условно «приготовить борщ на кухне». В силу своих возможностей я пытаюсь бороться за свои права, показываю, что можно и нужно это делать.

Как-то я работала в команде, где было девять парней и одна я. В офисе у начальника был день рождения, и он позвал отмечать только мальчиков. Концептуально это было очень странно со стороны. 

До этого был случай, когда один из бывших руководителей пригласил меня на работу в другую страну в крутую компанию. С точки зрения моей карьеры это был глобальный большой переворот. А когда закончился проект, мне HR сказала: «Ты знаешь, в самом начале мы думали, что ты – просто очередная девочка, которая нравится нашему финансовому директору, но мы просто удивлены, насколько ценным сотрудником ты оказалась. Сейчас мы тебя используем как ролевую модель компетенции и личных качеств, которые должны быть у сотрудника». Это был момент предубеждения не с точки зрения мужчины, ведь эйчаром была женщина! Как видим, у нас такой сексизм тоже присутствует.

Ролик «Be a Lady» вызывает у меня массу эмоций: с одной стороны, показывает, как много стереотипов и разного рода ожиданий от современной lady есть в каждой сфере. Меня заставило это лишний раз задуматься о том, как сложно среди них лавировать, и в своем направлении развиваться. Этот ролик применим не только к женщинам: против мужчин есть тоже очень много навязчивых стереотипов, начиная с банального «мужчины не плачут».

Я сторонница того, что мы никому ничего не должны. Женщина точно не слабый пол. Мне не нравится, когда говорят, что мы физически слабее. Вопрос лишь в том, сколько времени уделять физической подготовке.

Еще есть много сложившихся поведенческих стереотипов: к примеру, когда мужчины пропускают женщину вперед. Я понимаю, когда это делают, ухаживая за женщиной, но, когда вас пропускают коллеги по дороге за утренним кофе в офисную столовую, это как-то too much. Кто первый, тот и заходит. Мне кажется, подобному явлению место в XVIII веке, знать могла позволить себе такие нормы поведения. В современном мире все должно быть просто, полная свобода.

Женственность – это в первую очередь спокойствие и гармония с собой, грациозность (в смысле динамики в движении). Хотя это, конечно, тоже очередной стереотип. 

Мой образ идеальной женщины – персонаж Клэр Андервуд из сериала «Карточный домик». Она холодная и расчетливая женщина, этим она мне импонирует. Главная ее сильная сторона – видеть цель и идти к ней, не видя преград. Несмотря на различные ситуации, нужно сохранять спокойствие, самообладание, трезвость и ясность ума.

За последние несколько лет (развития карьеры мужа. – Т. Г.) я повзрослела. Я продолжаю самореализовываться, мы по-прежнему оба приходим домой в 10, 11, 12 часов ночи с работы, каждый работает над своей целью. 

Я считаю, что женских и мужских обязанностей в современном мире нет. Любую из задач может делать каждый из членов семьи. Я еще раз убедилась в том, что мы с моим мужем – спутники и партнеры по жизни, поэтому должны помогать друг другу раскрываться и реализовывать себя. И если у другого есть желание попытать себя в каком-то направлении, ни в коем случае нельзя препятствовать, лишь помогать.

Я пытаюсь над собой работать, чтобы легче находить компромиссы как в семейной, так и в рабочей обстановке. Я считаю, что очень правильно иметь спокойный и хладнокровный взгляд, не давать волю эмоциям, чтобы принять рассудительное, взвешенное решение, и, если это решение «сделать шаг назад», значит, нужно сделать шаг назад.

Моя профессия связана с инвестированием и ценными бумагами, я работаю на стороне компаний и выступаю связующим звеном между миром инвесторов и эмитентов. Мир инвестирования – мужской, так исторически сложилось, начиная с зарождения фондовых рынков. У меня в офисе из команды в 15 человек всего шесть женщин, и то это много.

Как-то я была на конференции, где давали гендерную разбивку эмитентов и инвесторов из развивающихся стран, в обоих случаях женщины составляют меньше 20%. Почему так сложилось? Это сложная профессия, здесь надо выкладываться не на 50% или 100%, а на все 300%. Важна скорость реагирования на любые ситуации: не все женщины с этим справляются, поскольку в этот график нужно еще встраивать детей и семью. Поэтому, по статистике, которой поделился наш партнерский банк из Лондона, мужчины в этой профессии имеют по 2–3 ребенка в семье, а женщины – 0,5 ребенка. То есть, если ты хочешь развиваться в этой сфере, на семью у тебя времени не остается. Ты вкалываешь как минимум до 35 лет, ночуешь на работе, постоянные командировки, ты должна застолбить за собой право, имя, репутацию, статус, и только потом ты, наверное, можешь позволить себе уйти на два месяца в декрет. И то в западном мире тебя возьмут назад, а у нас могут поставить перед выбором: «Или ты выходишь завтра, или сама увольняешься». Такое давление иногда присутствует у нас в стране, что я считаю абсолютно недопустимым, поэтому женщина должна бороться за свои права, в том числе в таком случае подавать в суд на своего работодателя. 

На вопрос про гендерные квоты в компаниях я отвечу, ссылаясь на законы рынка, с которыми не все согласятся. Я слышала в том числе мнения многих мужчин о том, что «мы берем на работу лучших, и это неправильно навязывать нам, какого пола они должны быть». Я отвечу так: спрос рождает предложение. Пока нет достаточного спроса, инициатива женщин развиваться может быть несколько подавлена. А когда спрос понятен, карьерный путь ясен, тогда это хороший стимул развиваться, работать, двигаться вперед по карьерной лестнице. Я сторонница такого подхода.

галерея
more.histories