Повернутися до проекту
Марина Щербенко

Це архівний матеріал, виданий російською мовою.


Марина Щербенко, куратор и арт-консультант галереи «Щербенко Арт Центр»


Феминизм – это о справедливости, равенстве и правде для всех людей вне зависимости от пола.

Слово «феминизм» часто воспринимается в обществе радикально, но в действительности это понятие имеет два основных простых значения: борьба за равные права женщин и мужчин; движение, которое изменило и продолжает менять статус женщин во многих странах. Мы воспринимаем как должное то, что имеем право голосовать, учимся в университетах, можем работать на равных с мужчинами на одинаковых позициях, самостоятельно планировать семью и т.д. Но так было не всегда, и эти существенные изменения произошли всего лишь за последние десятки лет благодаря феминизму. Потому я – феминистка.


Ролик «Be a lady» – это просто и убедительно. Синтия Никсон лаконично напомнила нам всем о силе и влиянии гендерных стереотипов, которые с детства и на протяжении всей нашей жизни окружающие навязывают нам и мы друг другу… Нам преподносят их снова и снова в красивых картинках медиа и рекламы, спекулируя на стереотипах и работая на систему потребления. Игнорируя это по привычке или по инерции, мы вредим сами себе.   

«Не говори так громко. Не говори так много», «Поддавайся ему. Балуй его эго. Пусть за тобой вьются…» Мы же каждый день слышим это от мамы, за столиком в кафе в компании подруг. «Накачай пресс. Отбели кожу…» – читаем на страницах журналов. Этот ролик – действенный и уместный способ обратить внимание на наши с вами пагубные стереотипы. И да, я выложила это видео на своей страничке в Facebook.

Я придерживаюсь мнения, что никто никому ничего не должен. Благодаря движению феминизма сформировалось понимание гендера. В обществе обратили внимание не только на биологические отличия полов, но и на гендерные роли. Сформировавшиеся ожидания от женщины заключаются в том, что она в первую очередь жена, хранительница очага, выполняющая домашнюю работу, мать, заботящаяся о детях. Тогда как мужчина – добытчик денег и профессионал. Хороший пример распространенного стереотипа: мужчина отлично водит машину, а женщина за рулем – беда на дороге. Но ведь стереотипные гендерные требования от мужчин признаков маскулинности так же несправедливы, как и ожидания от женщин феминности… Гендер – это еще и критика узкого понимания поведенческих стереотипов в обществе как женщин, так и мужчин.

Женственность – это необходимая для меня самоидентификация. Да, я женщина. Мое отношение к себе меняется со временем. Особенно заметно это на бытовом уровне: когда я забеременела в 1999 году и на определенном этапе мне пришлось менять гардероб, я обратила внимание, что у меня совсем не было обуви без каблуков и не было одежды, которая бы не обтягивала мое тело. Одежда – это наша оболочка, вторая кожа, она очень многое может рассказать о нас. Сейчас мой гардероб состоит из настолько удобной одежды (часто унисекс), что мой 19-летний сын иногда надевает мой свитер или свитшот, а моя 13-летняя дочь, которая предпочитает оверсайз и простоту, тоже заглядывает на эти же полки. Мои дети подводят меня к переосмыслению гендерных взглядов, новое поколение имеет очень сильный критический потенциал.

 У меня нет кумиров. Есть учителя, люди, которые так или иначе влияли и влияют на формирование моей личности в разные периоды моего жизненного пути. Среди них много женщин. Чувствуя себя уверенной, целостной, открытой к новому, я придерживаюсь уже сформировавшихся приоритетов. Но при этом я хочу и стараюсь быть максимально гибкой, если необходимо, меняться и адаптироваться. Я работаю в сфере современного искусства, делаю много выставок украинских художниц.

 

Обратите внимание на список проектов «Щербенко Арт Центра». Здесь вы отметите целый ряд проектов, которые прямо или косвенно касаются гендерных вопросов, а также толерантности, равенства прав людей. Это проекты «Цветы» Марии Куликовской и Александры Ларссон-Якобсон, «TURN» Коко Шварц и Алины Манн, «Feminine» Марии Прошковской, «Поздний check-out» Kinder Album, «Связь» Алины Науменко, «Колекция» Александры Жумайловой-Дмитровой, «Aqualight» Владимира Сая и многие другие. Сейчас у нас в арт-центре представлен проект Влады Ралко «Зона тишины. Фрагменты», в работе над которым художница осуществила свой «акт женской повинности», создав сорок полотен с изображением процесса приготовления еды на кухне.

Я счастлива, потому что имею все возможности для самореализации, которые максимально использую.

В среде украинского искусства всегда доминировали мужчины. Но за последние годы ситуация основательно изменилась, позиция и роль женщин в современном украинском искусстве стала не просто заметной, а максимально влияющей на все процессы. Женщины – кураторы, координаторы, галеристы, директора музеев, арт-центров, арт-консультанты и критики – занимают ведущие позиции в активном развитии и формировании институциональных взаимосвязей.

Эти трансформации показывают нам, как сместились гендерные позиции в арт-сообществе. Особенно заметно смещение интересов коллекционеров, критиков, кураторов и просто посетителей выставок к творчеству женщин-художниц, так как они стали более уверенными и, соответственно, более заметными и узнаваемыми не только в Украине, их работы привлекают внимание зрителей на международных выставках.

У нас в семье есть распределение обязанностей, но не на женские и мужские, а в зависимости от того, кто лучше умеет, любит или предпочитает что-то делать. Мы все в семье являемся поддержкой друг для друга. Мы прогрессивные. Конечно, мы с мужем остаемся заложниками стереотипного гендерного воспитания наших родителей, живших и растивших нас в советском обществе. Но мы хорошо понимаем эти пережитки, обсуждаем и анализируем все, что может мешать нам и тормозить развитие наших отношений. Меняемся, если нужно, или стараемся меняться. Бывало не без ломки и не без конфликтов. Мы уже 24 года вместе.


галерея
more.histories