Повернутися до проекту
Ярослава Гресь

Це архівний матеріал, виданий російською мовою.


Ярослава Гресь, соосновательница агентства «Gres Todorchuk PR»

Мне кажется, женщины очень долго не решались на большую амбицию. Если мы и сейчас посмотрим на топ-менеджмент корпораций или правительство, то увидим, что мужчин значительно больше. Мужчина как-то легче принимает большую мечту о великих карьерных достижениях. Мальчиков с детства учат быть сильными, смелыми, отважными, подниматься, если упал. Мальчикам мечтают передать бизнес. А девочек с детства мама учит мыть тарелки, варить борщ и воспитывать детей, учит тому, как быть тихой, покорной, хорошей, веселой и красивой женой, которая делает своего мужчину счастливым. Мальчик должен покорить Марс. Девочка должна покорить хорошего мальчика. Разные миссии, да? 

Если бы родители говорили своим дочерям: «Ты можешь быть кем захочешь. Хочешь космонавтом, хочешь предпринимателем, хочешь президентом – ты можешь все. Ты девочка. И ты можешь все. Просто поверь. И мы будем за тебя в твоей мечте», у нас было бы куда больше реализованных женщин. Я рада, что эта ситуация медленно, но меняется. Что мои дочери мечтают по-крупному, у них нет ограничений, нет правил и нет слов «это невозможно».

Женщина никому ничего не должна. Вообще никто никому ничего не должен.

Я начала работать в 16 лет. За 21 год со мной происходили разные случаи. Бывали ситуации, в которых меня не брали на работу, потому что «вы, конечно, талантливая, но слишком юная». Бывало, наше агентство кидали на деньги и в качестве извинений присылали мне букет цветов. Я слышала в свой адрес и «лучше рожай», и «лучше готовь», и «такая хорошенькая, но слишком умная». 

Бывало, меня не воспринимали женщины, которые считали, что легкомысленная дуреха-блондинка не может создавать серьезные проекты. Бывало, мужчины поздравляли моего мужа с открытием моего проекта, потому что были глубоко убеждены: только он мог реализовать такую большую идею. А я так, антураж. Помню, однажды была встреча, на которой собрался топ-менеджмент крупной компании и подрядчики по проекту – сплошные мужчины. Один из них представлял группу друг другу. И вот он всех представил, а меня просто проигнорировал. Чего с бабой возиться, все равно толку от нее никакого. Я не посчитала эффективным устроить ему публичную порку. Нет, я просто сделала свою работу так, что через месяц этот мужчина представлял меня всюду первой, как самого профессионального человека, которого он когда-либо встречал. Когда я напомнила ему о той первой встрече, он искренне удивился: «Серьезно? Не может такого быть». 

Помню, я написала пост в рамках флешмоба #маюправосказатині. Вообще он был без перехода на личности. Просто текст о свободе своего выбора и праве быть такой, какой хочешь ты, а не мама, парень или общество. У поста больше 40 тысяч лайков, его продолжают репостить и под ним продолжают оставлять возмущенные комментарии мужчины. Самый распространенный объясняет, где мое место и описывает меня, как тупую п… Такие комментарии я удаляю с улыбкой, они позволяют мне вести учет импотентов в стране.

В нашем бизнесе нет никаких гендерных или прочих стереотипов, потому что человек – или профессионал, или нет. Его пол, возраст, прописка и предыдущее место работы значения не имеют.

Я никогда не думала о том, что было бы лучше родиться мужчиной. Как сказал Александр Тодорчук: «Если ты в поле и хочешь писать, то, конечно, удобнее, если ты мальчик». В остальном – нет. 

галерея
more.histories