Повернутися до проекту
Іван Козир

Це архівний матеріал, виданий російською мовою.


Иван принадлежит к тем редким мастерам, чье призвание – создавать лучшие в мире костюмы. Благодаря таким, как он, вообще возможен bespoke – самая изысканная разновидность портновского ремесла на грани технологии и искусства, зародившаяся в мастерских викторианской Англии и унаследованная лучшими портными по всему миру. Размышлениями Ивана мы начинаем серию материалов «Слово мастера», в которых искуснейшие закройщики страны расскажут о себе и об особенностях своей замечательной профессии.


«Как и все мальчики, в детстве я хотел овладеть какой-то героической профессией. Но когда я подрос, заинтересовался литературой, мне очень хотелось быть библиотекарем. Но не обычным, а таким, как в приключенческих фильмах, или как персонаж Джонни Деппа в «Девятых вратах». Книги остались моим увлечением на всю жизнь. Меня интересует букинистика, реставрация книг. Книга для меня – целый мир, обитающий в стопке листов. В ней есть что-то чарующее, почти сверхъестественное. Своей профессией я избрал иное занятие, но оно тоже требует вдумчивости, наблюдательности, постоянного развития».

«Как-то мой дедушка подарил мне отрез сукна, и я пошел в ателье, чтобы пошить себе  из него пальто. Это было мое первое знакомство с индивидуальным пошивом. Я был в восторге от результата, мне захотелось разобраться, как же создается одежда. И я пошел учиться на закройщика». 

«Поначалу я учился на промышленника для работы на швейном предприятии. Но у меня постоянно возникало желание сделать некоторые узлы обработки ручными. Это даже приводило к конфликтам. Но я понимал, что ручная работа улучшит и внешний вид изделия, и придаст ему эластичности, живости. Когда я стал заниматься пошивом самостоятельно, пришлось  изучать книги 1950-х, в которых описывались ручные операции, искать старых мастеров, потому что к тому моменту мужские костюмы уже создавались полностью механически. Находил в секонд-хендах британские пиджаки ручной работы, разбирал их, пытаясь  вникнуть в технологию. Мои знакомые не понимали, зачем мне это нужно, считали чудачеством и совершенно бесполезным занятием, на которое уходит масса времени и труда. И только в Indposhiv я наконец нашел единомышленников».

«Работа стандартного ателье совершенно не похожа на то, что происходит в Indposhiv.  В первом закройщик – и менеджер, и маркетолог, и конструктор, и технолог. Это не лучшим образом влияет на качество.  В Indposhiv же меня сразу удивило наличие менеджера-стилиста, который начинает работу с клиентом еще до того, как подключатся стилист и закройщик. И хотя здесь используют  много традиционного ручного труда, рабочий процесс очень хорошо отлажен, задачи четко распределены между участниками, их выполнение контролируется управляющими менеджерами. Поэтому мы всегда точно знаем, сколько времени нужно для выполнения  того или иного заказа. Симбиоз менеджмента и производства здесь крайне важен».

«Прелесть bespoke в том, что ты получаешь в точности такую вещь, которую ты хотел. Ты как заказчик участвуешь во всем процессе – от задумки до ее материализации. На примерках ты видишь, как изделие постепенно обретает нужные черты. И в результате получаешь точное воплощение своей мечты».

«К хорошему быстро привыкаешь. Поэтому одежду я стараюсь шить у мастеров Indposhiv. Купить готовое изделие в магазине уже психологически сложно. А некоторые магазины одежды просто повергают в тоску, особенно, если вижу там синтетику».

«Сдача готового костюма – очень волнующий момент. Чем-то напоминает вступительный экзамен в университете. Или, скорее, защиту диплома. Зато, когда я вижу радость в глазах клиента, это для меня настоящий праздник». 

«У закройщиков тоже есть свои поверья. Бывает, что во время сдачи готового изделия оказывается, что его нужно еще доработать. И когда распарывают швы, чтобы откорректировать их, там часто находят кусочек забытой сметочной контрастной нити, которая использовалась в производстве, но которую потом убирают. Так вот есть примета, что, если забудешь сметочную нить в готовом изделии, его придется переделывать». 

«Закройщики очень любят свои инструменты. Ножницы, которыми они пользуются всю жизнь, - это как меч для самурая. Ухаживают за ними, не позволяют другим прикасаться к ним».

«Есть поговорка: «Мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи». Это относится и bespoke. Качественно пошитый костюм очень практичен и долговечен – его можно носить долгие годы. Купленные в магазине изделия быстро изнашиваются, устаревают, вам придется их постоянно менять, в результате потратите больше». 

«Костюм bespoke видно сразу. В первую очередь, по посадке, особенно по тому, как он сидит в плечах: ткань ложится плавно, без малейших неровностей. Это достигается не только точным кроем, но и обработкой утюгом – ткань искривляется таким образом, чтобы максимально соответствовать всем нюансам фигуры. Само плечо пиджака точно повторяет угол наклона плеча владельца, чего не бывает в готовых изделиях. Кроме того, он в целом вызывает ощущение пластичности, живости, в отличие от застывших фабричных. От него даже исходит совсем другая энергетика». 


галерея
more.histories